Поль Сезанн
Поль Сезанн - французский живописец, чьи работы легли в основу перехода к новому, совершенно иному миру искусства 20 века. Сезанн проложил мост между импрессионизмом конца 19 века и новым художественным направлением начала 20 века - Кубизмом.
Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в Экс-ан-Провас, он был старшим сыном, кроме него в семье было еще двое детей. Поль крещен 22 февраля в церкви Сент-Мадлен, его родители поженились только в январе 1844 года.
Известно, что предки Сезанна в XVII веке эмигрировали на юг Франции из маленького городка Чезана Туринезе в итальянских Альпах. В течение следующих двухсот лет семья ничего выдающегося не достигла. Были в ней сапожники, парикмахеры, портные, но выше никто не поднялся. Отец художника, Луи-Огюст Сезанн, отправился в Париж учиться шляпному ремеслу. Вернувшись в Экс после нескольких лет ученичества, он вложил свои сбережения в оптовую и розничную торговлю шляпами, преуспел в этом и со временем стал ссужать деньгами производителей шляпного фетра. Вскоре он стал самым удачливым ростовщиком и крупным банкиром в Эксе.
Мать художника, Анн-Элизабет Онорин Обер, – дочь токаря по дереву из Марселя.
В 1852 году Сезанн учится в колледже Бурбон – богатой гуманистическими традициями гимназии в Экс-ан-Провансе (ныне лицей Минье), где подружился с Эмилем Золя, отец которого создал проект и строил канал и плотину в Эксе, и Жаном-Батистом Байлем. Трое молодых друзей, “неразлучные”, как их называли в гимназии, в свободное время отправляются в длительные прогулки по окрестностям, охотятся, ловят рыбу, купаются и плавают в небольшой речке Арк. Они без конца спорят об искусстве, вместе читают Гомера и Вергилия, восхищаются романтиками Виктором Гюго и Альфредом Мюссе. С явным наслаждением упражняются они в поэзии. Сезанн, отличный ученик, с несомненной склонностью к древним языкам, часто сочиняет стихи на латыни. Он получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам. С ранних лет Сезанн тянулся к искусству, но не имел, на первый взгляд, никаких ярко выраженных дарований.
Беззаботное время для трех друзей внезапно кончилось, когда в феврале 1858 года Золя покидает Экс уезжает в Париж. Золя, который с болью воспринимает отсутствие друга, уговаривает Сезанна приехать к нему в Париж, чтобы там избрать путь живописца. Отец же Сезанна видит своего единственного сына в будущем продолжателем его банковского дела.
Следуя желанию отца, Сезанн после окончания гимназии сначала поступает на юридический факультет университета в Эксе. Два года Поль проводит в университете, изучая нелюбимое право, но каждую свободную минуту он рисует или сочиняет стихи. С 1859 года Сезанн начинает посещать вечерние курсы рисования с натуры в Муниципальной школе рисования, которая помещалась в художественном музее Экса, музее Гране, где вновь встречает своих бывших товарищей по колледжу Бурбон Ашиля Амперера, Филиппа Солари и Нуму Коста. Он получает премию за живописные этюды фигур.
Все больше и больше Поль пренебрегает изучением права и отдается живописи, часто копирует в музее Гране. Но, как и прежде, его желание поехать в Париж встречает сопротивление отца.
В 1859 году отец Сезанна приобрел бывшую летнюю резиденцию губернатора Прованса (поместье Жа де Буффан), и жизнь Поля там становится все более и более невыносимой. Он все больше удаляется от семьи, и отец, наконец, отказывается от своего жесткого запрета и разрешает сыну покинуть Экс. В апреле 1861 года Сезанн едет в Париж, где его уже нетерпеливо ждет Золя. Однако большие надежды, которые Сезанн возлагал на Париж, не оправдываются, хотя он часто посещает Лувр и копирует там работы Тициана, Рубенса и Микеланджело. “Лувр, - писал Сезанн позже, - это книга, по которой мы учимся читать”. Поль встречается с Золя и регулярно занимается в академии Сюиса. У Сюиса он знакомится с Камилем Писсаро, который старше его на девять лет, а также с Арманом Гийоменом, Клодом Моне и Огюстом Ренуаром. И все же Поль чувствует себя в Париже неуютно и уже вскоре он начинает думать об отъезде.
Золя, пораженный угнетенным состоянием Сезанна, решается на хитрость и предлагает ему написать свой портрет. Сезанн соглашается, но настолько удручен результатом, что уничтожает картину. Получив отказ в приеме в Школу изящных искусств, глубоко потрясенный, в сентябре он вновь возвращается в Экс и поступает в банк отца, одновременно вновь посещает рисовальную школу в Эксе. “Я думал, - писал Сезанн другу, - что, уехав из Экса, я избавлюсь от скуки, преследовавшей меня. На самом деле я только переменил желище, а скука осталась при мне”.
Поль Сезанн, 1861 год. Фотография В 1862 году Сезанн сооружает в Жа де Буффан мастерскую, покидает банк отца и карьеру юриста, а в ноябре едет снова в Париж. Поль получает от отца ежемесячное содержание в 100 франков. Сразу по приезде он вернулся в академию Сюиса и по настоянию отца предпринял попытку поступить в Эколь-де-Бозар. Немногочисленные работы, представленные Сезанном на конкурс, в том числе портрет отца и автопортрет, заставили экзаменаторов вполне справедливо оценить его живопись как “буйную”. В приеме ему было отказано, но это не обескуражило молодого художника. К этому времени он утратил склонность и интерес к академической живописи и продолжал занятия в академии Сюиса, где регулярно работает до 1864 года.
Ранний этап творчества не принес молодому художнику ни удовлетворения, ни признания. Сезанн, подчиняясь буйному воображению, начал писать картины, сюжетами которых стали страсть, чувственность, смерть.
Стараясь добиться известности, Сезанн каждый год представлял картины в Салон – выставку современного искусства, находившуюся под покровительством Французской Академии изящных искусств, бывшей главным арбитром общественного вкуса. И каждый год все без исключения работы Сезанна отвергались.
При отборе присланных картин члены Академии руководствовались строгими критериями: всякая оригинальность, любые новшества и отклонения от академической манеры строжайшим образом отвергались. И тем не менее заветной целью каждого художника оставалось желание быть выставленным в Салоне, поскольку это была единственная возможность предстать перед публикой, стать известным и продать картины. Но когда в 1863 году в Салон не было допущено слишком много картин и это вызвало массовые протесты со стороны художников, Наполеон III согласился устроить параллельную выставку отвергнутых произведений. Этот “Салон отверженных” должен был дать возможность зрителям самим судить об отвергнутых работах.
В 1863 году Сезанн выставляется вместе с Мане, Писсаро, Йонкиндом, Гийоменом, Уистлером, Фантен-Латуром в “Салоне отверженных”. Часто копирует в Лувре картины Делакруа.
Публика, не привыкшая в какой-либо мере к самостоятельным суждениям о современном искусстве, восприняла выставку в “Салоне отверженных” как повод для насмешек и издевательств. Осмеянный критикой и презираемый публикой, Сезанн глушил свое разочарование тяжелой работой. Постепенно начал вырабатываться тот неповторимый индивидуальный стиль, который так ярко проявится в великих пейзажах и натюрмортах его зрелой поры.
На первом этапе творчества, продолжавшемся до начала 1870-х годов, Сезанн стремился выразить свои напряженные внутренние переживания. он ставил перед собой задачи не только формальные, но и содержательные, и решить их было не просто. Пока его современники Писсаро или Моне писали идиллические виды парижских окрестностей, он создавал эротические и часто страшные полотна, которые смущали и беспокоили его друзей. Живописные создания Сезанна полны огрехов: фигуры неуклюжи и непропорциональны, пространство изображено недостоверно. Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой. Когда летом 1870 года разразилась франко-прусская война, Сезанн перебрался из Экса в рыбацкую деревню Эстак под Марселем и избежал угрожавшего ему призыва в армию. Уже год он живет с Ортанз Фике (она моложе его на одиннадцать лет), брошюровщицей, с которой он познакомился в Париже, где она подрабатывала натурщицей. Однако и эта связь не приносит ему желанного освобождения от одиночества. В течение восьми лет Сезанн хранит эту связь в тайне от отца, боясь сокращения ежемесячного содержания. Только в 1886 году он легализует свои отношения с Ортанз и вступает с нею в брак.
После окончания войны Сезанн и Ортанз вернулись в Париж, где в январе 1872 года родился их сын Поль. Сезанн переезжает с семьей в Овер-сюр-Уаз, где работает вместе с Писсаро. Сезанн надеется получить от Писсаро то, чего ему не хватает для дальнейшего развития, - живописное ремесло, живописную технику. “Писсаро был для меня словно отец… словно добрый Бог”, - скажет потом Сезанн о своем старшем друге и наставнике, который твердо верил в необычное дарование Сезанна.
Сначала Писсаро заставил его убрать с палитры темные краски. Он показывает ему, как следует строить картину на основе светотеневых контрастов, он побуждает его прежде всего добросовестно наблюдать природу и только эти наблюдения переносить на полотно. Без собственного толкования, без привнесения фантазии. Живописец не должен быть ни чем иным, как внимательным и честным зрителем.
В 1873 году Сезанн знакомится с доктором Гаше, в доме которого он пишет картины. Знакомится с торговцем красками Жюльеном Танги. Встречается у Танги с Ван Гогом. Танги – счастливый случай для Сезанна: он приобретает многие его картины, освобождая от заботы о материалах для живописи.
В 1874 году состоялась первая выставка импрессионистов у фотографа Надара, где картины Сезанна (Дом повешенного в Овере, Пейзаж близ Овера, Современная Олимпия) вызывают отчаянные споры. Лето Поль проводит в Эксе, с сентября снова в Париже. В 1875 году Сезанн вновь отвергнут Салоном. Ренуар знакомит его с таможенным инспектором и любителем искусства Виктором Шоке, который становится одним из самых преданных собирателей его картин. В 1878, 1879, 1885 году – вновь отвергнутый Салоном, Сезанн принимает решение более ничего туда не посылать.
“Сезанн – художник, которого вот уже пятнадцать лет пресса и публика атакуют и третируют наиболее ожесточенно. Нет такого оскорбительного эпитета, который не прилагался бы к его имени; оглушительный хохот – вот единственная награда, выпавшая до сих пор на долю его произведений… А вот я сознаюсь, что не знаю живописца, который давал бы меньше оснований для веселья, чем Сезанн”. Так во время третьей выставки импрессионистов в мае 1877 года защищает живописца Жорж Ривьер, художественный критик и друг Ренуара.
С начала 80-х годов Сезанн все больше использовал в своих работах геометрические формы и подчеркивал смысл гармонии. Изображению нестойких мимолетных явлений природы, что с таким мастерством делали импрессионисты, препятствовала материально-конструктивная основа восприятия мира, свойственная Сезанну. Поэтому в этот период, когда он в совершенстве овладел передачей световоздушной среды, художник усиливает структурно-предметные элементы своих композиций.
В 1886 году Эмиль Золя публикует роман “Творчество” о неудачливом художнике. В этой книге Золя отчетливо наделил чертами Сезанна главного героя, художника Клода Лантье, который тщетно стремится к осуществлению своей цели и кончает жизнь самоубийством. Гордость художника была глубоко оскорблена и между двумя друзьями произошел разрыв.
В октябре 1886 года умирает отец Сезанна, оставив сыну значительное состояние.
В период 1888-1899 годов Сезанн создает цельный, устойчиво-подвижный образ природы. Гибкие и пластичные мазки мастера одновременно создают форму и намечают пространство, они словно цепляются друг за друга, формируя единую, неразрывную структуру полотна. Человеческие фигуры не противостоят пейзажному фону, они так же, как окружающая их растительность, пронизаны светом и воздухом.
На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекается так называемыми фигурными жанрами.
В 1890 году Сезанн выставляет три картины на брюссельской выставке “Группы двадцати”. Летом пять месяцев проводит с семьей в Швейцарии. Осенью возвращается в Экс. Заболевает диабетом.
1900-е годы отмечены появлением так называемой спонтанной живописи в его творчестве: композиция картины не продумывается заранее, она возникает как бы сама по себе в процессе работы. Мужественно-суровая палитра художника начинает приобретать лирические оттенки.
Слава приходит к Сезанну в конце жизни. В Экс начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков. Воздействие его искусства сказалось на творчестве Поля Гогена и художников группы “Наби”, фовистов и кубистов, русских “сезаннистов” из “Бубнового валета”. Сезанна рассматривали порой как “художника для художников” и представителя “чистой живописи”, иногда же, напротив, как создателя своего рода философской концепции мира и искусства.
В 1897 году Сезанн большую часть времени проводит в Эксе, а в октябре умирает мать художника. Национальная галерея в Берлине покупает картину Сезанна, первое произведение художника попадает в музей.
В 1902 году умирает Золя, а в 1903 году – Писсаро. При распродаже с аукциона собрания Золя цены на картины Сезанна достигают в среднем 1500 франков.
В 1906 году Сезанн принимает участие в Осеннем Салоне.
15 октября 1906 года во время работы на пленэре Сезанна застигла сильная гроза, и долгое время он мок под холодным дождем, пока его не подобрала повозка и не привезла домой совершенно лишенного сил. Сезанн умирает 22 октября 1906 года ранним утром от воспаления легких. Похоронен художник в Эксе на кладбище Сен-Пьер.
“Мой возраст и мое здоровье не дадут мне осуществить мечту, к которой я стремился всю мою жизнь. Но я всегда буду благодарен тем умным любителям искусства, которые, невзирая на мои колебания, поняли, чего я пытался добиться, дабы обновить мое искусство. Я считаю, что не заменяешь своим искусством прошлое, а только прибавляешь к нему новое звено”. Поль Сезанн
Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в Экс-ан-Провас, он был старшим сыном, кроме него в семье было еще двое детей. Поль крещен 22 февраля в церкви Сент-Мадлен, его родители поженились только в январе 1844 года.
Известно, что предки Сезанна в XVII веке эмигрировали на юг Франции из маленького городка Чезана Туринезе в итальянских Альпах. В течение следующих двухсот лет семья ничего выдающегося не достигла. Были в ней сапожники, парикмахеры, портные, но выше никто не поднялся. Отец художника, Луи-Огюст Сезанн, отправился в Париж учиться шляпному ремеслу. Вернувшись в Экс после нескольких лет ученичества, он вложил свои сбережения в оптовую и розничную торговлю шляпами, преуспел в этом и со временем стал ссужать деньгами производителей шляпного фетра. Вскоре он стал самым удачливым ростовщиком и крупным банкиром в Эксе.
Мать художника, Анн-Элизабет Онорин Обер, – дочь токаря по дереву из Марселя.
В 1852 году Сезанн учится в колледже Бурбон – богатой гуманистическими традициями гимназии в Экс-ан-Провансе (ныне лицей Минье), где подружился с Эмилем Золя, отец которого создал проект и строил канал и плотину в Эксе, и Жаном-Батистом Байлем. Трое молодых друзей, “неразлучные”, как их называли в гимназии, в свободное время отправляются в длительные прогулки по окрестностям, охотятся, ловят рыбу, купаются и плавают в небольшой речке Арк. Они без конца спорят об искусстве, вместе читают Гомера и Вергилия, восхищаются романтиками Виктором Гюго и Альфредом Мюссе. С явным наслаждением упражняются они в поэзии. Сезанн, отличный ученик, с несомненной склонностью к древним языкам, часто сочиняет стихи на латыни. Он получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам. С ранних лет Сезанн тянулся к искусству, но не имел, на первый взгляд, никаких ярко выраженных дарований.
Беззаботное время для трех друзей внезапно кончилось, когда в феврале 1858 года Золя покидает Экс уезжает в Париж. Золя, который с болью воспринимает отсутствие друга, уговаривает Сезанна приехать к нему в Париж, чтобы там избрать путь живописца. Отец же Сезанна видит своего единственного сына в будущем продолжателем его банковского дела.
Следуя желанию отца, Сезанн после окончания гимназии сначала поступает на юридический факультет университета в Эксе. Два года Поль проводит в университете, изучая нелюбимое право, но каждую свободную минуту он рисует или сочиняет стихи. С 1859 года Сезанн начинает посещать вечерние курсы рисования с натуры в Муниципальной школе рисования, которая помещалась в художественном музее Экса, музее Гране, где вновь встречает своих бывших товарищей по колледжу Бурбон Ашиля Амперера, Филиппа Солари и Нуму Коста. Он получает премию за живописные этюды фигур.
Все больше и больше Поль пренебрегает изучением права и отдается живописи, часто копирует в музее Гране. Но, как и прежде, его желание поехать в Париж встречает сопротивление отца.
В 1859 году отец Сезанна приобрел бывшую летнюю резиденцию губернатора Прованса (поместье Жа де Буффан), и жизнь Поля там становится все более и более невыносимой. Он все больше удаляется от семьи, и отец, наконец, отказывается от своего жесткого запрета и разрешает сыну покинуть Экс. В апреле 1861 года Сезанн едет в Париж, где его уже нетерпеливо ждет Золя. Однако большие надежды, которые Сезанн возлагал на Париж, не оправдываются, хотя он часто посещает Лувр и копирует там работы Тициана, Рубенса и Микеланджело. “Лувр, - писал Сезанн позже, - это книга, по которой мы учимся читать”. Поль встречается с Золя и регулярно занимается в академии Сюиса. У Сюиса он знакомится с Камилем Писсаро, который старше его на девять лет, а также с Арманом Гийоменом, Клодом Моне и Огюстом Ренуаром. И все же Поль чувствует себя в Париже неуютно и уже вскоре он начинает думать об отъезде.
Золя, пораженный угнетенным состоянием Сезанна, решается на хитрость и предлагает ему написать свой портрет. Сезанн соглашается, но настолько удручен результатом, что уничтожает картину. Получив отказ в приеме в Школу изящных искусств, глубоко потрясенный, в сентябре он вновь возвращается в Экс и поступает в банк отца, одновременно вновь посещает рисовальную школу в Эксе. “Я думал, - писал Сезанн другу, - что, уехав из Экса, я избавлюсь от скуки, преследовавшей меня. На самом деле я только переменил желище, а скука осталась при мне”.
Поль Сезанн, 1861 год. Фотография В 1862 году Сезанн сооружает в Жа де Буффан мастерскую, покидает банк отца и карьеру юриста, а в ноябре едет снова в Париж. Поль получает от отца ежемесячное содержание в 100 франков. Сразу по приезде он вернулся в академию Сюиса и по настоянию отца предпринял попытку поступить в Эколь-де-Бозар. Немногочисленные работы, представленные Сезанном на конкурс, в том числе портрет отца и автопортрет, заставили экзаменаторов вполне справедливо оценить его живопись как “буйную”. В приеме ему было отказано, но это не обескуражило молодого художника. К этому времени он утратил склонность и интерес к академической живописи и продолжал занятия в академии Сюиса, где регулярно работает до 1864 года.
Ранний этап творчества не принес молодому художнику ни удовлетворения, ни признания. Сезанн, подчиняясь буйному воображению, начал писать картины, сюжетами которых стали страсть, чувственность, смерть.
Стараясь добиться известности, Сезанн каждый год представлял картины в Салон – выставку современного искусства, находившуюся под покровительством Французской Академии изящных искусств, бывшей главным арбитром общественного вкуса. И каждый год все без исключения работы Сезанна отвергались.
При отборе присланных картин члены Академии руководствовались строгими критериями: всякая оригинальность, любые новшества и отклонения от академической манеры строжайшим образом отвергались. И тем не менее заветной целью каждого художника оставалось желание быть выставленным в Салоне, поскольку это была единственная возможность предстать перед публикой, стать известным и продать картины. Но когда в 1863 году в Салон не было допущено слишком много картин и это вызвало массовые протесты со стороны художников, Наполеон III согласился устроить параллельную выставку отвергнутых произведений. Этот “Салон отверженных” должен был дать возможность зрителям самим судить об отвергнутых работах.
В 1863 году Сезанн выставляется вместе с Мане, Писсаро, Йонкиндом, Гийоменом, Уистлером, Фантен-Латуром в “Салоне отверженных”. Часто копирует в Лувре картины Делакруа.
Публика, не привыкшая в какой-либо мере к самостоятельным суждениям о современном искусстве, восприняла выставку в “Салоне отверженных” как повод для насмешек и издевательств. Осмеянный критикой и презираемый публикой, Сезанн глушил свое разочарование тяжелой работой. Постепенно начал вырабатываться тот неповторимый индивидуальный стиль, который так ярко проявится в великих пейзажах и натюрмортах его зрелой поры.
На первом этапе творчества, продолжавшемся до начала 1870-х годов, Сезанн стремился выразить свои напряженные внутренние переживания. он ставил перед собой задачи не только формальные, но и содержательные, и решить их было не просто. Пока его современники Писсаро или Моне писали идиллические виды парижских окрестностей, он создавал эротические и часто страшные полотна, которые смущали и беспокоили его друзей. Живописные создания Сезанна полны огрехов: фигуры неуклюжи и непропорциональны, пространство изображено недостоверно. Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой. Когда летом 1870 года разразилась франко-прусская война, Сезанн перебрался из Экса в рыбацкую деревню Эстак под Марселем и избежал угрожавшего ему призыва в армию. Уже год он живет с Ортанз Фике (она моложе его на одиннадцать лет), брошюровщицей, с которой он познакомился в Париже, где она подрабатывала натурщицей. Однако и эта связь не приносит ему желанного освобождения от одиночества. В течение восьми лет Сезанн хранит эту связь в тайне от отца, боясь сокращения ежемесячного содержания. Только в 1886 году он легализует свои отношения с Ортанз и вступает с нею в брак.
После окончания войны Сезанн и Ортанз вернулись в Париж, где в январе 1872 года родился их сын Поль. Сезанн переезжает с семьей в Овер-сюр-Уаз, где работает вместе с Писсаро. Сезанн надеется получить от Писсаро то, чего ему не хватает для дальнейшего развития, - живописное ремесло, живописную технику. “Писсаро был для меня словно отец… словно добрый Бог”, - скажет потом Сезанн о своем старшем друге и наставнике, который твердо верил в необычное дарование Сезанна.
Сначала Писсаро заставил его убрать с палитры темные краски. Он показывает ему, как следует строить картину на основе светотеневых контрастов, он побуждает его прежде всего добросовестно наблюдать природу и только эти наблюдения переносить на полотно. Без собственного толкования, без привнесения фантазии. Живописец не должен быть ни чем иным, как внимательным и честным зрителем.
В 1873 году Сезанн знакомится с доктором Гаше, в доме которого он пишет картины. Знакомится с торговцем красками Жюльеном Танги. Встречается у Танги с Ван Гогом. Танги – счастливый случай для Сезанна: он приобретает многие его картины, освобождая от заботы о материалах для живописи.
В 1874 году состоялась первая выставка импрессионистов у фотографа Надара, где картины Сезанна (Дом повешенного в Овере, Пейзаж близ Овера, Современная Олимпия) вызывают отчаянные споры. Лето Поль проводит в Эксе, с сентября снова в Париже. В 1875 году Сезанн вновь отвергнут Салоном. Ренуар знакомит его с таможенным инспектором и любителем искусства Виктором Шоке, который становится одним из самых преданных собирателей его картин. В 1878, 1879, 1885 году – вновь отвергнутый Салоном, Сезанн принимает решение более ничего туда не посылать.
“Сезанн – художник, которого вот уже пятнадцать лет пресса и публика атакуют и третируют наиболее ожесточенно. Нет такого оскорбительного эпитета, который не прилагался бы к его имени; оглушительный хохот – вот единственная награда, выпавшая до сих пор на долю его произведений… А вот я сознаюсь, что не знаю живописца, который давал бы меньше оснований для веселья, чем Сезанн”. Так во время третьей выставки импрессионистов в мае 1877 года защищает живописца Жорж Ривьер, художественный критик и друг Ренуара.
С начала 80-х годов Сезанн все больше использовал в своих работах геометрические формы и подчеркивал смысл гармонии. Изображению нестойких мимолетных явлений природы, что с таким мастерством делали импрессионисты, препятствовала материально-конструктивная основа восприятия мира, свойственная Сезанну. Поэтому в этот период, когда он в совершенстве овладел передачей световоздушной среды, художник усиливает структурно-предметные элементы своих композиций.
В 1886 году Эмиль Золя публикует роман “Творчество” о неудачливом художнике. В этой книге Золя отчетливо наделил чертами Сезанна главного героя, художника Клода Лантье, который тщетно стремится к осуществлению своей цели и кончает жизнь самоубийством. Гордость художника была глубоко оскорблена и между двумя друзьями произошел разрыв.
В октябре 1886 года умирает отец Сезанна, оставив сыну значительное состояние.
В период 1888-1899 годов Сезанн создает цельный, устойчиво-подвижный образ природы. Гибкие и пластичные мазки мастера одновременно создают форму и намечают пространство, они словно цепляются друг за друга, формируя единую, неразрывную структуру полотна. Человеческие фигуры не противостоят пейзажному фону, они так же, как окружающая их растительность, пронизаны светом и воздухом.
На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекается так называемыми фигурными жанрами.
В 1890 году Сезанн выставляет три картины на брюссельской выставке “Группы двадцати”. Летом пять месяцев проводит с семьей в Швейцарии. Осенью возвращается в Экс. Заболевает диабетом.
1900-е годы отмечены появлением так называемой спонтанной живописи в его творчестве: композиция картины не продумывается заранее, она возникает как бы сама по себе в процессе работы. Мужественно-суровая палитра художника начинает приобретать лирические оттенки.
Слава приходит к Сезанну в конце жизни. В Экс начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков. Воздействие его искусства сказалось на творчестве Поля Гогена и художников группы “Наби”, фовистов и кубистов, русских “сезаннистов” из “Бубнового валета”. Сезанна рассматривали порой как “художника для художников” и представителя “чистой живописи”, иногда же, напротив, как создателя своего рода философской концепции мира и искусства.
В 1897 году Сезанн большую часть времени проводит в Эксе, а в октябре умирает мать художника. Национальная галерея в Берлине покупает картину Сезанна, первое произведение художника попадает в музей.
В 1902 году умирает Золя, а в 1903 году – Писсаро. При распродаже с аукциона собрания Золя цены на картины Сезанна достигают в среднем 1500 франков.
В 1906 году Сезанн принимает участие в Осеннем Салоне.
15 октября 1906 года во время работы на пленэре Сезанна застигла сильная гроза, и долгое время он мок под холодным дождем, пока его не подобрала повозка и не привезла домой совершенно лишенного сил. Сезанн умирает 22 октября 1906 года ранним утром от воспаления легких. Похоронен художник в Эксе на кладбище Сен-Пьер.
“Мой возраст и мое здоровье не дадут мне осуществить мечту, к которой я стремился всю мою жизнь. Но я всегда буду благодарен тем умным любителям искусства, которые, невзирая на мои колебания, поняли, чего я пытался добиться, дабы обновить мое искусство. Я считаю, что не заменяешь своим искусством прошлое, а только прибавляешь к нему новое звено”. Поль Сезанн