Когда я научусь рисовать
От людей начинающих учиться рисовать я часто слышу такую фразу: " Ну, вот когда я научусь рисовать…", или "Когда я научусь хорошо рисовать…." И далее следует, что-нибудь, вроде, "…тогда я смогу показывать свои работы друзьям", или "… мне будет не стыдно признаться в этом в обществе людей, которые меня давно знают". Продолжение может быть любым, но смысл продолжения в том, что вот тогда-то они и почувствуют себя художником.
И я обычно спрашиваю: А как вы поймёте, что уже научились рисовать? И этот вопрос ставит большинство в тупик. И очень немногие могут дать чёткий ответ. Например, когда портреты, нарисованные мной, будут похожи на натуру, с которой рисовались. Но таких людей единицы.
Если в результате процесса мы хотим достичь цели, то эту цель можно описать в качественных, а иногда и количественных характеристиках. Например, научиться рисовать, как Репин, или Рубенс (качественная), через 3 месяца (количественная). Или, через полгода мои картины должны продаваться, как горячие пирожки в базарный день. И, если цель достигнута мы испытываем удовлетворение, гордость, душевный подъём и желание продолжать двигаться в том же направлении. А, если цель не достигнута, то мы ощущаем дискомфорт, неудовлетворенность и массу всяких сопутствующих эмоций. Часто неосознаваемых.
А вот, если мы предаёмся процессу ради удовольствия, тогда другое дело, тогда сам процесс и есть наша цель. И нужно позаботиться о том, чтобы процесс был приятен.
У большинства взрослых людей, когда они хотят научиться рисовать, существует масса ожиданий, которые они не осознают. Порой эти ожидания не имеют ничего общего с реальностью. Вы же понимаете, что научиться рисовать, как Репин, или Шишкин за 3 занятия невозможно. А это и есть критерий для некоторых: " хочу рисовать, как…", подставьте любую фамилию. Или, "Хочу рисовать так, чтобы восхищался мой муж", или " мама, чтобы меня похвалила". А если муж профессиональный художник, вот он вас похвалит, так похвалит, за первые-то пробы пера. Его, в годы учёбы, никто не хвалил, и не щадил его самолюбия. Художественные ВУЗы, знаете ли, не то место, где принято много хвалить. Или вы ожидаете похвалы от человека, который считает ваше занятие рисованием блажью, но напрямую не говорит об этом. А вы всё пытаетесь заслужить его одобрение. Но навряд ли вы его получите. А поскольку критерий у вас был - похвала этого человека, то вы так и будете думать, что раз он не хвалит, то значит, вы ещё не научились ничему.
Ваши критерии оценки своего навыка должны быть реалистичны, раз. Например, научиться за месяц регулярных занятий (три раза в неделю), получать нужный цвет, путём смешивания. Или, за 2 месяца научиться передавать в своих картинах воздушную перспективу. Или, научиться передавать объём круглых предметов (фруктов, овощей, ваз). Или, научиться рисовать стекло так, чтобы выглядело, как фото :)
Основываться не на внешней оценке, два. Например, вы сможете копировать Шишкина близко к оригиналу. Это вы и сами можете оценить визуально: ваша картинка не отличается от репродукции, значит, навык есть. Отличается, навык развит недостаточно. Здесь не кто-то вас оценивает, а вы сами, сравнивая с оригиналом, делаете вывод.
И если это чья-то внешняя оценка. То человек должен быть компетентен и доброжелателен, три. Например, преподаватель живописи, которому вы доверяете.
Людей, начинающих обучение живописи, условно можно разделить на три группы: 80% - те кто чётко не могут сформулировать критерии, как же они поймут что научились рисовать. 10% - те, у кого такие критерии есть, например, когда нарисованные мной деревья начнут опознавать окружающие, как деревья, а не как капусту. 10% - те, кто просто получает удовольствие от процесса и цель у них тоже есть, только цель называется "получить удовольствие от процесса".
Хочется уберечь вас от разочарования. Ведь, если цель не достигнута, (даже если мы не осознавали чётко критерии её достижения), то мы неизбежно почувствуем разочарование, упадок сил и отсутствие мотивации. Для того чтобы это не произошло, вы должны честно ответить на несколько вопросов. Эти вопросы помогут вам понять, чего же вы хотите получить в результате и какие ценности стоят за желанием научиться рисовать:
И я обычно спрашиваю: А как вы поймёте, что уже научились рисовать? И этот вопрос ставит большинство в тупик. И очень немногие могут дать чёткий ответ. Например, когда портреты, нарисованные мной, будут похожи на натуру, с которой рисовались. Но таких людей единицы.
Если в результате процесса мы хотим достичь цели, то эту цель можно описать в качественных, а иногда и количественных характеристиках. Например, научиться рисовать, как Репин, или Рубенс (качественная), через 3 месяца (количественная). Или, через полгода мои картины должны продаваться, как горячие пирожки в базарный день. И, если цель достигнута мы испытываем удовлетворение, гордость, душевный подъём и желание продолжать двигаться в том же направлении. А, если цель не достигнута, то мы ощущаем дискомфорт, неудовлетворенность и массу всяких сопутствующих эмоций. Часто неосознаваемых.
А вот, если мы предаёмся процессу ради удовольствия, тогда другое дело, тогда сам процесс и есть наша цель. И нужно позаботиться о том, чтобы процесс был приятен.
У большинства взрослых людей, когда они хотят научиться рисовать, существует масса ожиданий, которые они не осознают. Порой эти ожидания не имеют ничего общего с реальностью. Вы же понимаете, что научиться рисовать, как Репин, или Шишкин за 3 занятия невозможно. А это и есть критерий для некоторых: " хочу рисовать, как…", подставьте любую фамилию. Или, "Хочу рисовать так, чтобы восхищался мой муж", или " мама, чтобы меня похвалила". А если муж профессиональный художник, вот он вас похвалит, так похвалит, за первые-то пробы пера. Его, в годы учёбы, никто не хвалил, и не щадил его самолюбия. Художественные ВУЗы, знаете ли, не то место, где принято много хвалить. Или вы ожидаете похвалы от человека, который считает ваше занятие рисованием блажью, но напрямую не говорит об этом. А вы всё пытаетесь заслужить его одобрение. Но навряд ли вы его получите. А поскольку критерий у вас был - похвала этого человека, то вы так и будете думать, что раз он не хвалит, то значит, вы ещё не научились ничему.
Ваши критерии оценки своего навыка должны быть реалистичны, раз. Например, научиться за месяц регулярных занятий (три раза в неделю), получать нужный цвет, путём смешивания. Или, за 2 месяца научиться передавать в своих картинах воздушную перспективу. Или, научиться передавать объём круглых предметов (фруктов, овощей, ваз). Или, научиться рисовать стекло так, чтобы выглядело, как фото :)
Основываться не на внешней оценке, два. Например, вы сможете копировать Шишкина близко к оригиналу. Это вы и сами можете оценить визуально: ваша картинка не отличается от репродукции, значит, навык есть. Отличается, навык развит недостаточно. Здесь не кто-то вас оценивает, а вы сами, сравнивая с оригиналом, делаете вывод.
И если это чья-то внешняя оценка. То человек должен быть компетентен и доброжелателен, три. Например, преподаватель живописи, которому вы доверяете.
Людей, начинающих обучение живописи, условно можно разделить на три группы: 80% - те кто чётко не могут сформулировать критерии, как же они поймут что научились рисовать. 10% - те, у кого такие критерии есть, например, когда нарисованные мной деревья начнут опознавать окружающие, как деревья, а не как капусту. 10% - те, кто просто получает удовольствие от процесса и цель у них тоже есть, только цель называется "получить удовольствие от процесса".
Хочется уберечь вас от разочарования. Ведь, если цель не достигнута, (даже если мы не осознавали чётко критерии её достижения), то мы неизбежно почувствуем разочарование, упадок сил и отсутствие мотивации. Для того чтобы это не произошло, вы должны честно ответить на несколько вопросов. Эти вопросы помогут вам понять, чего же вы хотите получить в результате и какие ценности стоят за желанием научиться рисовать:
- Что я почувствую, когда научусь рисовать.
- Как изменится моя жизнь.
- Какая моя мечта реализуется, если я буду рисовать
- Стану ли я себя больше ценить.